Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru





Бах (Bach) Карл Филипп Эмануэль
(1714 - 1788)

   Бах (Bach), Карл Филипп Эмануэль ("берлинский" или "гамбургский" Бах) - немецкий композитор, второй сын И. С. Баха. Учился музыке у своего отца и в Томасшуле, изучал право в Лейпцигском университете. В 1738 занял должность клавесиниста при дворе кронпринца Пруссии, который 2 года спустя стал королем под именем Фридриха II. В обязанности Баха входило участие в придворных концертах и сопровождение выступлений самого короля, игравшего на флейте. В берлинский период композитор создал ряд клавирных сонат и написал знаменитый труд Versuch uber die wahre Art das Klavier zu spielen ("Руководство к истинному искусству игры на клавире", 1753 - 62), утвердивший его репутацию крупнейшего педагога и теоретика клавирного искусства. С течением времени Бах стал тяготиться положением придворного музыканта. Однако король долго не желал его отпускать, и лишь в 1767 Бах смог покинуть Берлин, чтобы занять место кантора и музикдиректора в Гамбурге, освободившееся после смерти Телемана. Его новые обязанности заключались в преподавании, исполнении музыки в пяти главных церквах города (ок. 200 выступлений ежегодно), музыкальном оформлении различного рода торжеств. В Гамбурге Б. сочинял церковную и клавирную музыку, а также симфонии и концерты. Как человеку с широким кругозором, ему пришлась по вкусу либеральная интеллектуальная атмосфера города.
   По степени прижизненной известности Бах превосходил всех представителей своего рода. Он пользовался всеобщим уважением как автор обобщающего трактата по важнейшим вопросам музыкальной эстетики и практики и как крупнейший северогерманский композитор. Его творчество проникнуто духом чувствительности, который утвердился в немецком искусстве середины XVIII в.; в стилистическом отношении музыка Баха представляет собой связующее звено между барокко и классицизмом (под ее сильным влиянием находились Гайдн и Бетховен). Клавирные сонаты стали важным этапом на пути исторического развития этого жанра. Весьма смелыми для своего времени были и темпераментные фантазии Баха для клавикорда, написанные в нарочито "разорванной", как бы импровизационной форме. Симфонии композитора изобилуют драматически насыщенными паузами, резкими модуляциями, внезапными сменами настроения и фактуры; части в них следуют, как правило, без перерывов. Энергичный темперамент и изобретательность Баха проявились и в его концертах и сонатинах для клавира с оркестром (ряд концертов известен также в авторских обработках для др. инструментов). Богатством контрастов, серьезностью музыкального содержания, разнообразием композиционных приемов характеризуются обе оратории Баха - "Израильтяне в пустыне" и "Воскресение и Вознесение Иисуса".
   Наследие композитора включает также ряд других духовных произведений, светские кантаты и песни, сонаты для разных инструментальных составов. В том числе около 150 сонат, фантазии, рондо, фуги, вариации, менуэты для клавира. Из камерных произведений: свыше 30 сонат для различных инструментов; 3 квартета для клавира и струнных; 18 сольных сонат; ок. 20 трио-сонат; дуэты и др. Для оркестра им было написано около 20 симфоний; около 50 клавирных концертов; обработки клавирных концертов для различных инструментов; 12 сонатин для клавира с орк. Вокальная музыка: Магнификат (1749); оратория «Израильтяне в пустыне» (Die Israeliten in der Wuste, 1769); оратория «Воскресение и Вознесение Иисуса» (Auferstehung und Himmelfahrt Jesu, 1780); ода «Утренняя песнь творению» (Morgengesang am Schopfungsfeste, 1783); пассионы; церк. кантаты и мотеты; светские кантаты; ок. 300 светских и духовных песен и др.