Франсуа Куперен, прозванный "Куперен Великий" - французский композитор, органист и
клавесинист - родился в Париже. Вошел в историю как непревзойденный мастер
клавесинной музыки конца XVII - первой трети XVIII вв. Опираясь на достижения таких
выдающихся предшественников, как Ж. Б. Люлли и А. Корелли, Куперен блестяще сочетал в
собственном творчестве французские и итальянские влияния, оставаясь вместе с тем истинно
национальным художником. (Своеобразную дань уважения этим особо им чтимым музыкантам
Куперен отдал в
многочастных инструментальных концертах "Парнас, или Апофеоз Корелли" и "Апофеоз Люлли",
созданных в поздний период.) Стиль Куперена глубоко оригинален, он не ограничивается
рамками господствовавших в ту эпоху художественных течений. Композиционной строгостью и
симметричностью форм он связан с классицизмом, а столь свойственные ему изящество,
ювелирная отделка деталей, тонкая орнаментика во многом сближают его с эстетикой рококо.
Куперен вырос в семье потомственных музыкантов. Уже в 17 лет он заменил отца в должности
органиста парижской церкви Сен-Жерве. Другим его музыкальным наставником был органист
королевской капеллы Ж. Д. Томлен. Блестящие успехи в органном искусстве позволили Куперену
стать преемником своего учителя: в 1693 г. он получил звание королевского органиста.
Однако любимым инструментом его был клавесин, на котором он играл, по свидетельству
современников, с истинным совершенством. К 1702 г. Куперен становится придворным
клавесинистом и учителем музыки в королевской семье (однако официально до 1717 г.
это звание носил известный французский композитор и клавесинист д'Англебер). В 1730 г.
из-за болезни Куперен ушел в отставку, и преемницей выдающегося музыканта стала его дочь
Маргарита-Антуанетта (1705 - 1778), также замечательная клавесинистка, об игре которой
сохранилось немало восторженных отзывов.
Куперен писал в самых разнообразных жанрах: трио-сонаты, органные мессы, концерты (для
одного или нескольких инструментов с basso continue), мотеты. Вместе с тем он оказался
одним из немногих крупных композиторов, не обращавшихся к оперному жанру и не сочинявших
произведений для хора (мотеты Куперена, в "отличие от хоровых мотетов XVII в., представляют
собой духовные песни для одного голоса с инструментальным сопровождением).
Наиболее ценную часть наследия Куперена составляют его клавесинные пьесы. Всего композитор
сочинил около 250 таких пьес, которые объединены в 27 сюит, составивших 4 больших сборника
(вышли в свет соответственно в 1713, 1716, 1722, 1730гг.). Сюиты носили названия "Les ordres"
- последовательности: в них чередовались пьесы самого различного характера. Подавляющее
большинство этих клавесинных миниатюр имеет программные подзаголовки. Здесь и
жанрово-изобразительные сцены ("Молотобойцы", "Вязальщицы", "Жнецы"), и зарисовки
природы ("Лилии распускаются", "Испанка", "Любимая"), и стремление передать в звуковых
образах душевный облик, черты характера или физическое состояние ("Мрачная",
"Выздоравливающая", "Стыдливость", "Кокетство"); есть у композитора и сатирические сцены
("Престарелые щеголи и пере-зрелые красавицы", "Старички и старушки на ходулях").
И рисуя пейзаж, и пытаясь запечатлеть особенности какого-либо настроения, душевного
состояния, Куперен стремится найти тонкие связи между конкретным образом и его
инструментальным воплощением. "В клавесинный жанр он привнес черты психологического реализма
и придал инструментальным пьесам такую же выразительность, как пьесам вокальным,
наделенным поэтическим текстом", - писал известный исследователь клавирной музыки
М. Друскин. Более четверти всех клавесинных пьес Куперена написано в форме рондо; она
наиболее полно отвечала изобразительному замыслу и изящному стилю его поэтических миниатюр.
Большую ценность представляет также трактат Куперена "L'art de toucher le clavecin"
("Искусство игры на клавесине", 1716): в нем содержится ряд методических указаний
относительно выразительных приемов игры, аппликатуры, а также подчеркивается особая
роль мелизматических украшений и необходимость скрупулезно точного их воспроизведения