Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru





Жоскен Депре (Josquin Despres, de Pres))
(1450(40) - 1521(24))

   Жоскен де Пре - франко-фламандский композитор. Вошел в историю как один из завершителей столетнего развития знаменитой нидерландской школы полифонистов. Выдающийся композитор, блестящий педагог, Жоскен Депре оказал сильнейшее воздействие на западноевропейскую музыкальную культуру. Непревзойденный мастер полифонии, он внес вместе с тем огромный вклад в развитие музыки гомофонно-гармонического склада. Биографические сведения о Жоскене Депре немногочисленны и во многом не до конца уточнены. По всей вероятности, он был учеником И. Окегема. В 1474-94 гг. служил певчим в Милане и Риме. На рубеже XV-XVI вв. много путешествовал, жил в Модене, Ферраре, Камбре, Париже.    Последние годы жизни провел в Конде, где был настоятелем собора.
Наследие Жоскена Депре включает свыше 30 месс, около 100 мотетов на церковные и светские тексты, французские шансон, итальянские фроттолы и др. Блистательно владея филигранной композиторской техникой, он всюду подчинял ее высокохудожественным задачам. Каждый из опусов композитора - буть то монументальная месса или хоровая миниатюра - отмечен конкретностью образно-эмоционального подтекста, пленяет непринужденностью высказывания, яркостью тематизма.
Могучее дарование Жоскена Депре ярко проявилось в мессах, каждая из которых представляет собой ряд мастерски выполненных музыкальных фресок, объединенных по принципу контраста. Лучшие из месс Жоскена Депре ("Вооруженный человек", "Геркулес", "Поведай, язык мой", "La-sol-fa-re-mi") отмечены философской углубленностью содержания, ясностью формы. Многообразны и его мотеты: среди них встречаются небольшие по размерам мотеты-песни и развернутые хоровые поэмы. К числу лучших мотетов можно отнести "Ave Maria", "Плач Давида", "Tulerunt Dominum", "Praeter rerum seriem".