Жоскен Депре (Josquin Despres, de Pres)) (1450(40) - 1521(24))
Жоскен де Пре - франко-фламандский
композитор. Вошел в историю как один из завершителей столетнего развития знаменитой
нидерландской школы полифонистов. Выдающийся композитор, блестящий педагог, Жоскен Депре
оказал сильнейшее воздействие на западноевропейскую музыкальную культуру. Непревзойденный
мастер полифонии, он внес вместе с тем огромный вклад в развитие музыки
гомофонно-гармонического склада.
Биографические сведения о Жоскене Депре немногочисленны и во многом не до конца уточнены.
По всей вероятности, он был учеником И. Окегема. В 1474-94 гг. служил певчим в Милане и
Риме. На рубеже XV-XVI вв. много путешествовал, жил в Модене, Ферраре, Камбре, Париже.
Последние годы жизни провел в Конде, где был настоятелем собора.
Наследие Жоскена Депре включает свыше 30 месс, около 100 мотетов на церковные и светские
тексты, французские шансон, итальянские фроттолы и др. Блистательно владея филигранной
композиторской техникой, он всюду подчинял ее высокохудожественным задачам. Каждый из опусов
композитора - буть то монументальная месса или хоровая миниатюра - отмечен конкретностью
образно-эмоционального подтекста, пленяет непринужденностью высказывания, яркостью тематизма.
Могучее дарование Жоскена Депре ярко проявилось в мессах, каждая из которых представляет
собой ряд мастерски выполненных музыкальных фресок, объединенных по принципу контраста.
Лучшие из месс Жоскена Депре ("Вооруженный человек", "Геркулес", "Поведай, язык мой",
"La-sol-fa-re-mi") отмечены философской углубленностью содержания, ясностью формы.
Многообразны и его мотеты: среди них встречаются небольшие по размерам мотеты-песни и
развернутые хоровые поэмы. К числу лучших мотетов можно отнести "Ave Maria", "Плач Давида",
"Tulerunt Dominum", "Praeter rerum seriem".