Жан Батист (итал. Джованни Баттиста Лулли, Lulli) Люлли - французский композитор,
скрипач, дирижер. По национальности итальянец. Родился во Флоренции. В детстве был
увезен во Францию, которая
стала его второй родиной и в искусстве которой он занял выдающееся место, став
основоположником французского оперного и балетного театра. Свою деятельность Люлли начал в
скромной роли музыканта, находившегося в услужении у одной из знатных парижских дам.
Достигнув блестящих успехов в игре на скрипке, изучив основы композиции, Люлли в 1652 г.
попадает в придворный оркестр (так называемые "24 скрипки короля"). Выдающиеся
музыкальные способности, а также редкая сила воли, трезвый ум позволили ему вскоре
добиться исключительного положения при дворе: он становится "королевским секретарем"
и придворным композитором.
В 1650-60-е гг. Люлли пишет балетные дивертисменты (нередко
выступая в качестве танцора и балетмейстера), много сочиняет для вновь организованного
и руководимого им оркестра "16 скрипок короля", создает хоровые произведения. В начале
60-х гг. он вступает в сотрудничество с создателем французской реалистической комедии
Ж. Б. Мольером. К мольеровским спектаклям Люлли писал не только чисто балетные номера;
музыкой и пением здесь сопровождались выходы персонажей и даже целые сцены. Всего
драматург и композитор создали более 10 комедий-балетов, среди них "Брак поневоле"
(1664), "Мещанин во дворянстве" (1670). В 1671 г. композитор Р. Камбер и поэт П.
Перрен (именно они были авторами первой французской оперы) основали в Париже оперный
театр, получивший наименование "Королевской академии музыки". Через год после этого
Люлли становится директором "Королевской академии музыки", получив при этом привилегию
на постановку своих произведений. За 15 лет (1672- 1687) Люлли написал и поставил 15 опер
(в основном на мифологические сюжеты), за которыми прочно утвердилось жанровое
наименование "лирических трагедий ". Наибольшую известность среди них получили "Тезей"
(1675), "Атис" (1676), "Исида" (1677), "Персей" (1682) и особенно "Армида" (1686).
Лирические трагедии Люлли - ярчайшее проявление французского музыкального
классицизма - возникли под сильным влиянием классицистской трагедии (П. Корнель, Ж. Расин),
ее стилевых норм и композиционных признаков: основой в них стал декламационный тип
речитатива, близкий к возвышенно-патетической речи (либретто большинства опер Люлли
написал один из видных французских драматургов-классицистов Филипп Кино). Важную роль
в оперных спектаклях Люлли играли хоровые эпизоды, а также балетные номера, на которые
нередко возлагались значительные образно-драматургические задачи. В этих же операх Люлли
утвердил тип так называемой "французской увертюры" (медленно - быстро - медленно),
сыгравшей впоследствии значительную роль в становлении жанра симфонии. Кроме опер и
комедий-балетов перу Люлли принадлежат оперы-балеты (наиболее известные из них "Триумф
любви", 1681, "Храм мира", 1685), а также дивертисменты, инструментальные пьесы, арии,
песни, хоровые произведения (мотеты, Те Deum) и т. д. В целом яркое и многогранное
творчество Люлли во многом шире рамок классицизма.
Характеристика деятельности Люлли была бы неполной, если не упомянуть о его постоянном
желании приобщать к искусству людей непосвященных. Специально для тружеников Парижа
(так называемого третьего сословия) Люлли устраивал повторные показы своих оперных
спектаклей.