Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru





Люлли (Lulli) Жан Батист
(1632 - 1687)

   Жан Батист (итал. Джованни Баттиста Лулли, Lulli) Люлли - французский композитор, скрипач, дирижер. По национальности итальянец. Родился во Флоренции. В детстве был увезен во Францию, которая стала его второй родиной и в искусстве которой он занял выдающееся место, став основоположником французского оперного и балетного театра. Свою деятельность Люлли начал в скромной роли музыканта, находившегося в услужении у одной из знатных парижских дам. Достигнув блестящих успехов в игре на скрипке, изучив основы композиции, Люлли в 1652 г. попадает в придворный оркестр (так называемые "24 скрипки короля"). Выдающиеся музыкальные способности, а также редкая сила воли, трезвый ум позволили ему вскоре добиться исключительного положения при дворе: он становится "королевским секретарем" и придворным композитором.
   В 1650-60-е гг. Люлли пишет балетные дивертисменты (нередко выступая в качестве танцора и балетмейстера), много сочиняет для вновь организованного и руководимого им оркестра "16 скрипок короля", создает хоровые произведения. В начале 60-х гг. он вступает в сотрудничество с создателем французской реалистической комедии Ж. Б. Мольером. К мольеровским спектаклям Люлли писал не только чисто балетные номера; музыкой и пением здесь сопровождались выходы персонажей и даже целые сцены. Всего драматург и композитор создали более 10 комедий-балетов, среди них "Брак поневоле" (1664), "Мещанин во дворянстве" (1670). В 1671 г. композитор Р. Камбер и поэт П. Перрен (именно они были авторами первой французской оперы) основали в Париже оперный театр, получивший наименование "Королевской академии музыки". Через год после этого Люлли становится директором "Королевской академии музыки", получив при этом привилегию на постановку своих произведений. За 15 лет (1672- 1687) Люлли написал и поставил 15 опер (в основном на мифологические сюжеты), за которыми прочно утвердилось жанровое наименование "лирических трагедий ". Наибольшую известность среди них получили "Тезей" (1675), "Атис" (1676), "Исида" (1677), "Персей" (1682) и особенно "Армида" (1686).
   Лирические трагедии Люлли - ярчайшее проявление французского музыкального классицизма - возникли под сильным влиянием классицистской трагедии (П. Корнель, Ж. Расин), ее стилевых норм и композиционных признаков: основой в них стал декламационный тип речитатива, близкий к возвышенно-патетической речи (либретто большинства опер Люлли написал один из видных французских драматургов-классицистов Филипп Кино). Важную роль в оперных спектаклях Люлли играли хоровые эпизоды, а также балетные номера, на которые нередко возлагались значительные образно-драматургические задачи. В этих же операх Люлли утвердил тип так называемой "французской увертюры" (медленно - быстро - медленно), сыгравшей впоследствии значительную роль в становлении жанра симфонии. Кроме опер и комедий-балетов перу Люлли принадлежат оперы-балеты (наиболее известные из них "Триумф любви", 1681, "Храм мира", 1685), а также дивертисменты, инструментальные пьесы, арии, песни, хоровые произведения (мотеты, Те Deum) и т. д. В целом яркое и многогранное творчество Люлли во многом шире рамок классицизма.
   Характеристика деятельности Люлли была бы неполной, если не упомянуть о его постоянном желании приобщать к искусству людей непосвященных. Специально для тружеников Парижа (так называемого третьего сословия) Люлли устраивал повторные показы своих оперных спектаклей.