Рихард Штраус
- немецкий композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. С детства обучался игре
на фортепьяно и скрипке. Изучал гармонию, контрапункт, инструментовку под руководством Ф.
В. Мейера. Первые навыки дирижирования получил в любительском оркестре. Выступал с
оркестрами Майнингена, Берлина, руководил оркестрами Государственной оперы в Дрездене и
в Вене. С 1924 гастролировал в странах Европы (в России в 1896) и в США, выступал в
Байрейтских фестивалях. В 1901-09 председатель Всегерманского музыкального союза, в
1917-20 руководитель класса композиторского мастерства в Берлинской академии искусств.
Ведущий жанр творчества Штрауса в 1880-х гг. - симфоническая поэма или фантазия, с
1900 - опера (всего 6, многие оперы созданы в содружестве с австрийским драматургом X.
Гофмансталем). Творчество Штрауса , тесно связанное с традициями романтического искусства
(Р. Вагнер, И. Брамс, Ф. Лист), немецкой поэзией и философией (И. В. Гёте, И. Эйхендорф,
А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), отразило характерные тенденции западно-европейского искусства
1-й половины 20 в. Штраус прошёл путь от позднего романтизма к экспрессионизму, а
затем -к неоклассицизму. Отталкиваясь от опыта Листа (одночастность, принципы
монотематизма, лейтмотивного развития, трансформации тем), Штраус создал тип симфонической
поэмы, в которой философская концепционность сочетается с яркой изобразительностью,
театральностью музыкальных характеристик. Многие симфонические поэмы и фантазии Штрауса
связаны с произведениями мировой литературы («Макбет» по У. Шекспиру, «Дон Жуан» по Н.Ленау,
«Дон Кихот» по М. Сервантесу), а также философскими учениями («Так говорил Заратустра» по
Ф. Ницше). Симфоническим поэмам близки симфонии Штрауса , среди которых особенно известны
одночастная «Домашняя» и «Альпийская», продолжающая линию 6-й «Пасторальной» симфонии
Бетховена и являющаяся по существу программной симфонической поэмой. Оперное творчество
Штрауса отличается жанровым многообразием. Первая опера («Гунтрам», 1893) написана по
образцу вагнеровских музыкальных драм. В «Саломее» (1905) и «Электре» (1908) близость
к экспрессионизму проявилась в обострённости выразительных средств, передающих состояние
напряжённости, порой экзальтации (обилие хроматизмов и задержаний, элементы политональности,
полиритмические эффекты, мощная и красочная инструментовка, оркестр увеличенного состава).
Стилевой поворот от повышенной экспрессивности и сложности музыкального языка к нарочитой
простоте, прозрачности и экономности выразительных средств произошёл в опере «Кавалер розы»
(1910), отличающейся ясностью языка, изящной комедийностью в духе опер-буффа В. А. Моцарта.
В русле неоклассицизма созданы также оперы «Ариадна на Наксосе» (1912), «Молчаливая женщина»
(1935), «Дафна» (1937) и др. Разнообразное по стилю оперное творчество Штрауса оказало
влияние на развитие музыкального театра 20 века. Сохранилось большое эпистолярное наследие
Штрауса (издана переписка с X. Бюловом, X. Гоф-мансталем, Р. Ролланом, Г. Малером, Э.
Шухом, И. Грегором, С. Цвейгом, К. Краусом, В. Шу, Р. Хартманном и др.). Штраусу принадлежит
также новая редакция трактата об оркестровке Г. Берлиоза («Instrumenta-lionslehre», 1905 ).