Верди Джузеппе
(1813 - 1901)
Джузеппе Верди родился 10 октября
в деревне Ле Ронколе, провинции Парма, в бедной семье трактирщика. С детских лет
Верди принужден был зарабатывать на жизнь. Он не был принят в Миланскую консерваторию
и стал брать частные уроки по композиции, одновременно продолжая заниматься игрой
на фортепиано, органе и дирижированием. Уже в самом начале творческого пути определилась
тяга Верди к опере - в этом жанре он создал впоследствии двадцать шесть произведений.
Большой успех пришел к Верди с его третьей оперой "Навуходоносор"
(1842), положившей начало целому ряду героико-патриотических сочинений на легендарные и
исторические сюжеты, среди которых выделяется "Битва при Леньяно" (1849). Осносная черта
этих опер - борьба против чужеземного гнета - была актуальной в канун революции 1848 -
1849 годов, в условиях бурного роста национально-освободительного движения. Сюжеты своих опер
Верди черпал в произведениях Гюго ("Эрнани", 1844), Байрона ("Двое Фоскари", 1844 и "Корсар",
(1848), Вольтера ("Альзира", 1845), Шекспира ("Макбет", 1847), Шиллера (Йоанна д'Арк", 1845,
"Разбойники", 1847 и "Луиза Миллер", 1849).
На рубеже 1850 годов начинается центральный период творчества Верди. Его
открывают три оперы - "Риголетто" (1851), "Трубадур" (1853), "Травиата" (1853), посвященные
утверждению человеческого достоинства и свободы личности, обличению социальной несправедливости.
В них полностью раскрылся гений композитора. В последующих операх - "Сицилийская вечерня"
(1855), "Симон Бокканегра" (1857), "Бал-маскарад" (1859), "Сила судьбы" (1862), "Дон Карлос"
(1867) - Верди с присущей ему творческой неудовлетворенностью взыскательно и настойчиво
ищет новых путей, расширяя круг тем, образов и выразительных средств.
Последние оперы - "Аида" (1871), "Отелло" (1886) и "Фальстаф" (1893)
отмечены неповторимым своеобразием. Это - вершина творчества Верди и всей итальянской оперы.
Верди умер в расцвете славы 27 января 1901 года в Милане.